Психолого-педагогическая службаПсихолого-педагогическая службаУважаемые родители и учащиеся! ☎️ Сообщаем, что с 9 декабря 2024 года при звонке с мобильного телефона вы можете получить помощь от детского телефона доверия по двум номерам: 8 800 200 0122 и короткому номеру 124. Теперь доступ к экстренной анонимной психологической помощи стал ещё проще и удобнее! Основные принципы работы детского телефона доверия: 📞 Бесплатность. Звонок на номер 8 800 2000 122 и 124 абсолютно бесплатен с любого мобильного или стационарного телефона. ЗВОНИТЕ! Помните, что Ваш звонок очень важен и нужен. За год служба детского телефона доверия помогает миллионам людей справиться с трудностями и найти выход из сложных ситуаций. Берегите себя и своих близких!
График работы педагога-психолога (на 0,5 ставки) Фоминой О.А.
График работы педагога-психолога на 0,5 ставки 2024-2025 г. Татевосян Т. Г.
Технологически психологический процесс в школе простроен по модели сопровождения, предложенной М.Битяновой, целью которой является создание благоприятных условий для обучения, воспитания и развития участников образовательного процесса в рамках предложенной среды. Смысл школьной психологической деятельности – в сопровождении ребёнка в процессе всего школьного обучения, помощи ребёнку делать осознанные личные выборы, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. Сопровождение рассматривается как целостная деятельность, в рамках которой выделяется три обязательных взаимосвязанных компонента: 1.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. С первого года обучения ребёнка в школе накапливается информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития. Это необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. 2.Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребёнка, определяются условия его успешного обучения. 3.Создание социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определённые проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками. ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ Приказ о создании психолого-педагогической службы Приказ о создании школьной службы медиации План работы педагога-психолога Татевосян Т. Г. на 2024-25 учебный год План работы педагога-психолога Фоминой О.А. на 2024-25 учебный год СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ Приказ Министерства просвещения РФ от 20.02.2020 г. № 59 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях" На основании распоряжения Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.07.2022 г. № 918 "О ежегодном проведении социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в образовательных организациях Хабаровского края, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ" СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Когда мы появляемся в том или ином месте: будь это организация, где мы работаем или учимся, транспорт, кинотеатр, интернет-пространство социальных сообществ, блогов, – мы можем переживать разные эмоциональные состояния, и в зависимости от этого желать или не желать находиться дольше в этом месте. От чего это зависит? Каждый из нас наверняка сможет назвать ряд причин, по которым мы хотели бы дольше оставаться в кругу друзей и, напротив, быстрее покинуть место, где не чувствуем себя столь же комфортно и безопасно. Переживание положительных эмоций, принятия и поддержки создает оптимальный уровень психологической безопасности среды, что в свою очередь, становится основой для успешных и продуктивных действий человека на работе, конструктивных взаимоотношений с окружающими и многих других проявлений насыщенной и интересной жизни человека. Что такое психологическая безопасность? Тема психологической безопасности становится все более актуальной в связи с ростом психологической напряженности в обществе, ускорением темпов жизни, ощущением неустойчивости окружающего мира. Безопасность как условие нормального развития личности человека, — состояние, при котором человеку не угрожает посягательство на его существование и развитие, а также состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз. Другими словами, человек чувствует себя в безопасности в том случае, если ситуация безопасна объективно, а также у него есть личное представление об отсутствии угрозы. На практике психологическая безопасность ощущается как:
Психологическая безопасность образовательной среды (школы) – состояние, при котором всеми участниками образовательного процесса обеспечивается: 1) комплексная системная защита каждого человека, как обучающегося, так и работающего или контактирующего с Университетом в рамках совместной деятельности или взаимовыгодных отношений; 2) надежность функционирования и устойчивость развития школы; 3) защита ценностей, норм школы, достоинства обучающихся и сотрудников; 4) защита от любых видов психологического насилия. Психологическая безопасность предполагает развитую психологическую культуру общающихся; значимость и ценность среды, в которой происходит общение; отсутствие психологического насилия. Психологическая культура Психологическая культура как разновидность культуры – это особый менталитет человека или группы людей, способ восприятия мира и отношения к нему, который зафиксирован в формировавшихся в течение веков конструктивных традициях и способах общения. Психологическая культура выражается:
Перечисленные здесь характеристики представляют зрелую психологическую культуру – высшую ступень ее развития. В то время как этот феномен проходит 3 уровня формирования: психологическую грамотность – это минимум психологических знаний и умений, обеспечивающих корректное социальное взаимодействие; психологическую компетентность, определяющую достаточно высокую эффективность социального взаимодействия с людьми; и наконец, зрелую психологическую культуру – механизм личностной саморегуляции, который проявляется в эффективном, и вместе с тем, гуманном взаимодействии с окружающими. Психологическое насилие Психологическое насилие – это агрессивное воздействие на другого человека с целью установления над ним своей власти. Для этого систематически используются: упреки и брань; пренебрежительное отношение; запугивание; оскорбления и высмеивание; контроль над деятельностью, над распорядком дня, над кругом общения; принуждение к исполнению унижающих действий; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение. Цель такого воздействия – подавление личности, стирание индивидуальности человека. Помимо открытой агрессии психологическое насилие может выражаться в форме манипуляции – скрытого воздействия на человека для достижения целей манипулятора, при этом цели жертвы игнорируются. Хотя манипуляция и осуществляется скрыто, но о том, что Вами манипулируют, могут свидетельствовать появляющиеся в процессе общения или после него негативные эмоции и чувства: состояние тревоги; чувство униженности и обиды; ощущение, что тебя контролируют и используют – то есть обходятся с тобой как с вещью. Эти же эмоции возникают и в результате открытого психологического насилия. Они становятся кратковременными последствиями психологического насилия, в то время как отдаленные могут проявиться в форме хронической депрессии и саморазрушающем поведении (прием алкоголя, наркотиков, увлечение экстремальными видами спорта и др.). В коллективе психологическое насилие может принимать формы моббинга и буллинга (разновидности травли). Моббинг может осуществляться в форме скрытого психологического давления, его результатом становятся постоянные сомнения жертвы в своих профессиональных и личных качествах, или в форме открытого конфликта, если к его инициатору присоединяется группа других сотрудников. Буллинг – это длительное агрессивное психологическое (реже физическое) давление на другого человека. Оно отрицательно сказывается на работе всего коллектива, ставшего его свидетелем, и на качестве работы объекта буллинга. Психологическое насилие приводит к неудовлетворенности базовых потребностей человека в личностно-доверительном общении, в итоге он начинает искать другую значимую среду, чтобы компенсировать недостаток такого общения. Часто этой средой становится виртуальная, которая действительно может предоставлять такие возможности. Но, как известно, уровень агрессии и в ней достаточно высок. В виртуальной среде есть собственные специфические формы проявления психологического насилия: это троллинг (формы социальной провокации, издевательств в киберпространстве с целью привлечь к себе внимание), хейтинг (выражение ненависти, провокация вражды по отношению к объекту хейтинга), киберсталкинг (преследования, отслеживания частной информации), кибермоббинг и кибербуллинг (моббинг и буллинг, происходящие в виртуальном пространстве. Также снижают качество жизни их объекта, часто находят продолжение в реальной жизни). Основная проблема возникает не в том случае, если человек с низким уровнем психологической культуры реализует психологическое насилие, а в том, если это явление получает широкий резонанс и поддержку, что является тревожным индикатором неблагополучия психологической среды. Все перечисленные проявления психологического насилия, к сожалению, могут иметь место и в образовательных учреждениях. Признаки, на основе которых мы можем определить нарушение норм психологической безопасности это:
Формирование и поддержание психологической безопасности образовательной среды Как создать оптимальную психологическую атмосферу, такую среду, в которой хотелось бы дольше находиться? Образовательная среда отражает особенности социальной, в которой она формируется и развивается, но, в то же время, образовательная среда определяется наличием специально организованных условий для развития личности и становления профессионала. Эти условия представляют собой совокупность конструктивных взаимоотношений участников образовательного процесса, обеспечивающих позитивное развитие и формирование их личности. Такие условия являются признаком благоприятной среды, и один из ее значимых факторов – психологическая безопасность. Система образования, направленная на формирование психологической безопасности, руководствуется несколькими основными принципами:
Применение этих принципов позволяет создать положительный эмоциональный фон во время занятий, поддерживать конструктивный стиль общения преподавателей и обучающихся, уважение и взаимную поддержку в течение всего времени, проведенного в школе. Что именно могут сделать те, кто заинтересован в формировании и поддержании психологически безопасной образовательной среды? В качестве направлений работы могут выступать следующие: введение нормы взаимной ответственности преподавателей и обучающихся за результаты занятия; создание установки на саморазвитие и самосовершенствование преподавателей и обучающихся (совместные творческие проекты преподаватель-ученик, в том числе в онлайн среде); развитие навыков установления дружественных отношений друг с другом; объединение в команды для ведения совместных творческих проектов; участие в создании бренда ОУ; поддержание значимости и привлекательности среды ОУ. Эти конструктивные изменения можно внедрить при помощи совместной деятельности ученических, преподавательских и объединенных групп. Основная цель – создание и поддержание межпоколенческого и межкультурного диалога для определения и внедрения в практику оптимальных психологических норм взаимодействия. ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Причины агрессивного поведения у детей и подростков Родителям детей с нарушениями внимания Адаптация пятиклассников (2024 год) Мини-лекция "Как помочь гиперактивному ребёнку?" Тревожность первоклассников |